Поступающим Студентам Образование Наука Расписание

Теория и практика аргументации

Курс проф. Натальи Ивановны Кузнецовой

 

     К определенному возрасту все люди умеют говорить и спорить. Другой вопрос, что наша речь часто оказывается сбивчивой и противоречивой, а споры бесплодными, так как собеседники просто не умеют спорить. Что значит «не умеют», когда речь идет о взрослых людях? Да, спорящие слишком часто сами не уяснили, что хотят добиться, обрушивая на противника шквал высказываний и суждений. Да, спорящий сам не разобрался, что в его высказываниях является главным тезисом, а чем можно и поступиться, если противник сумел парировать его аргументы. Да мало ли что может произойти в живой практике человеческого общения при обсуждении серьезнейших проблем! Необходимо опираться на строгие «правила игры» в таком деле, в противном случае – речь и спор становятся «сотрясением воздуха». Нет понимания, нет и взаимодействия. Коллективная деятельность, какие-то совместные действия в социуме в конечном итоге становятся невозможными.

     Особенно важно владеть «грамматикой спора», если речь идет о научной работе – неважно, как ее результаты представлены – в форме доклада, статьи или диссертации. Поэтому так важно научиться контролировать процесс построения своей речи (как устной, так и письменной), осознавать правила, которые обеспечивают достижение необходимого результата. Аналогия с «грамматикой» здесь не случайна. Изучение грамматики родного языка позволяет в конечном итоге осуществлять коммуникацию так, чтобы высказанное или написанное нами было понято и принято адресатом нашего сообщения.

     Аргументация как теоретическая дисциплина предполагает сочетание «техники мышления и техники говорения», теория аргументации – это пересечение двух нормативных традиций, логики и риторики.

Изучение теории только предшествует практическому усвоению правил, главное в нашей работе – самостоятельная практика «аргументированного говорения».

 

См. Программа курса.