Поступающим Студентам Образование Наука Расписание

Социальная теория национализма

Курс доц. А.В. Михайловского

 

Социальная теория национализма

 

     С рождением нации как нового социального явления в эпоху европейских революций возникают и первые ростки национализма как политической идеологии. В русском языке слово «национализм» имеет множество негативных коннотаций: «националистами» называют сторонников дискриминации и шовинизма, проповедующих жестокость и нетерпимость в отношении «чужаков». Несмотря на то, что в таком взгляде есть доля исторической справедливости, возможно, однако, использовать понятие национализма в позитивном значении (так оно употребляется в англоязычной литературе) как один из ключевых моментов conditio moderna.

     Профессор социальной антропологии Кембриджского университета Эрнест Геллнер характеризовал национализм так: «Национализм обозначает принцип, требующий, чтобы политические и этнические единства совпадали, а также чтобы управляемые и управляющие внутри данной политической единицы принадлежали к одному этносу». Пытаясь показать значение нации для человека индустриального общества, Геллнер проводит аналогию с образом человека без тени из повести Адельберта фон Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля». Человек без тени — это в сущности человек без нации, который вызывает у других неприязнь, поскольку бросает вызов общепринятым нормам. В самом деле, при встрече с человеком другой культуры для современного человека нет ничего более самоочевидного, чем вопрос «Quelle nation?». Но мы задаем другой, более глубокий вопрос: «Qu’est-ce qu’une nation?».

 

См. Программа курса.