скрыть общую навигацию по сайту

Проблема интерсубъективности

Курс доцента Ямпольской А.В.

Проблема интерсубъективности в философии ХХ века: Дар, обмен, Закон

 

     Нашей путеводной нитью в изучении интерсубъективности послужит тема дара-обмена. Тема «дарового», то есть «не включенного в систему обмена» присутствует в философии начиная с антипелагианской полемики Августина, однако в ΧΧ веке она оказалась в центре множества актуальных дискуссий, как в феноменологии (Деррида, Марион), так и во французском структурализме (Мосс, Леви-Стросс, Лакан). Мы рассмотрим различные формы бытования дарения и обмена в обществе: материальный и символический обмен, жертву и жертвенность, прощение как разновидность дара, речь как ситуация обмена. Эти интерсубъективные ситуации могут быть представлены как частные случаи одной и той же символической структуры {дар, даримое, дарующий, одаряемый...}, включающей отношения субъекта с другими и Другим. Главный вопрос, который будет нас занимать – это напряжение между требованием абсолютной бескорыстности дара, его несводимостью к структуре (символического) обмена, взаимозачета – и неосуществимостью, невозможностью осуществления полной бескорыстности в реальности. Особый интерес представляет интерпретация структуры дара-обмена у Лакана. Требование существования бескорыстного дара и требование существования Верховного Блага – одинаково невозможны и в то же время именно они обосновывают само существование речи. Медленное чтение лакановского анализа Никомаховой этики и Критики практического разума в свете Философии в будуаре позволит слушателям ознакомиться с «мастерской» французского структурализма и по-новому взглянуть на классическую этическую проблематику.

 

Спецкурс предполагает обязательное предварительное знакомство слушателей со следующими текстами:

 1. Декалог.

2. Четвероевангелие

3. Послание к Римлянам

4. В. Шекспир. Венецианский купец

5. Маркиз де Сад. Философия в будуаре.

6. Августин Аврелий. Антипелагианские сочинения.

7. Марсель Мосс. Очерк о даре // Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., "Восточная литература", РАН 1996.

8. Аристотель. Никомахова Этика. 7 и 10 главы.

9. Иммануил Кант. Критика практического разума.

10. Александр Кожев. Введение в чтение Гегеля: Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе / Подборка и публ.      Р. Кено; пер. с фр. А. Г. Погоняйло. — СПб.: Наука, 2003. С. 5-20.

 

    Форма отчетности по спецкурсу: две письменных работы объемом 10 тыс. знаков каждая. Я буду рада вольнослушателям, но студенты, не представившие письменную работу в срок, зачета по курсу НЕ ПОЛУЧАТ.

 

См. Программа курса