скрыть общую навигацию по сайту

Введение в философию

Курс  Ахутина А.В.

     Курс "Введение в философию" никоим образом не ставит целью ознакомление с типологией философских систем и философских дисциплин. Такой подход скорее уводит от философии и приводит к тому, что в философии привыкают видеть склад метафизических измышлений, мировоззренческих доктрин или "мудрых" учений неопределенного жанра. Эта неопределенность приводит далее к тому, что философию спутывают либо с наукой, ожидая найти в ней своего рода науку наук, либо с некой жизненной мудростью вообще, выражаемой притчами или мнимо поэтическими изречениями, либо с религиозной пропедевтикой, либо с типами мировоззрений. Между тем, дело философии, напротив, вполне определенно и строго, это в самом деле специальность. Трудность в том, что особенный (специальный) характер философского дела, кажется, противоречит универсальности ее тем и общезначимости ее проблем.

     Понятое в строгом смысле введение в философию предполагает в первую очередь:

(1) уяснение особого характера философского уморасположения – расположения человека к радикальному самосознанию, к уяснению своего положения в мире;

(2) уяснение особого характера философского мышления: что значит собственно философствовать; соответственно, усвоение своеобразного искусства чтения философского текста;

(3) открытие источника философствования в существе человеческого бытия и приведение в действие, пробуждение этого философствующего начала, единственно в котором можно найти аутентичные входы как в исторические системы философии, так и в современную философскую озадаченность;

(4) установление изначального и ведущего вопроса, каждый раз заново порождающего философию и связующего принципиально различные системы в общее ─ и строгое ─ дело философии.

     Вместе с тем, нет иного пути введения в философию, кроме самой философии  как во всей ее истории, так и в современном ее состоянии,  но не сами системы и учения значимы для введения, а запечатленные в них ситуации и образы (логики, поэтики) философствования: значимые способы постановки изначального вопроса. Только постоянное соотнесение содержания системы с ее началом, интерпретация содержания не просто как учения (о мире, человеке, боге…), а как аналитики собственного начала (основоположения, принципа), позволяет ввести мысль в средоточие философии. Именно в таком обороте  как вопрошание о своем начале, о возможности быть само- и миро-пониманием  все исторические и современные философии всегда уже сообщены друг другу (со-общены друг с другом) и могут быть поняты как соучастники общего философского дела. В таком обороте они, сами философии, в философию и вводят.

     Поэтому курс построен как разные, постепенно вводящие в суть дела наведения, стремящиеся помочь учащемуся открыть философствующий источник собственного мышления.

     На пороге долгого изучения философских доктрин необходимо заранее сформировать сократическое расположение ума: умение открывать незнание в собственном знании, дискутировать с собой как с другим и с другим как с собой, усваивать философские учения как новых участников этого внутреннего разговора с самим собой. Для этого необходимо:

(1) деконструировать сформированные в школе стереотипы мысли, поставить под сомнение выученные знания, бездумно усвоенные понятия, научить сознательно разуметь то, что, кажется, разумеется само собой.

(2) Научить сомневаться, ставить вопросы, озадачиваться, иначе говоря, уметь мыслить критично, самостоятельно, свободно. Это и есть – специальность философии.

(3) Научить работать с классическими философскими текстами. Искусство чтения оригинального философского произведения не состоит в усвоении авторитетной доктрины, оно сообщает читателю действующую там, в тексте, энергию авторской мысли.

    Введение в философию очерчивает своеобразие философской «дисциплины», особенность философского «топоса» мысли, особый характер философского самосознания, философского текста.

 

См. Программу курса