скрыть общую навигацию по сайту

Социальная философия

Курс доц. Я.Г. Бражниковой

 

     У курса «Социальная философия» - своя история. Он был разработан уникальным ученым и одним из наиболее «студенториентированных» преподавателей ФФ – доктором филос. наук, проф. Н. Н. Козловой. В сентябре-декабре 2001-го Наталия Никитична провела первую – наиболее сложную -часть курса, посвященную главным образом поиску методов социальной рефлексии и простилась со студентами – на каникулы. Но, как оказалось, навсегда. И вот уже в феврале вернувшиеся с каникул студенты обнаружили на месте проф. Козловой ее «вчерашнюю» студентку – Яну Геннадиевну Бражникову, новоиспеченного преподавателя курса, которой предстояло посвятить их во вторую его часть – наиболее актуальную и востребованную в современной философской практике проблему соотношения традиции, модерна и постмодерна.

     С тех пор вот уже десять лет, как я читаю курс «Социальная философия» для студентов 3-го и 4-го курсов ФФ. И за эти десять лет, признаться, мне не удалось разоблачить с философской точки зрения ни сам феномен социального, ни историчность, ни повседневные практики, ни мир других. Подозреваю, что в этом и состоит специфика социально-философской проблематики, которую многие студенты – главным образом те, что нерегулярно бывают на занятиях – ошибочно принимают за «введение в социологию».

     Будучи сама продуктом ФФ РГГУ, я неплохо представляю себе насколько «странным» кажется при первом знакомстве сам язык курса «Социальная философия», насколько «нефилософской» выглядит то, что предлагается анализировать: техники тела, опривыченные действия, социальная история буржуа, технологии современного брендинга и т.д. и т.п. К 3-му курсу студент ФФ - уже опытный историк философии и сформированный «философ». Он убежден, что временное и историческое – это всегда не заслуживающее внимания «преходящее»; все философы мыслили нечто «вечное» и «одно». Он уже привык со снобизмом относиться ко всему «внешнему» и «случайному»: социально-политическим событиям, «пиару», «рутине» повседневности. Однако, если оставаться и дальше на позиции критики – философ должен поставить под вопрос и собственное дело – дело философии. Как говорил Пьер Бурдье, обращение к исследованию социального «освобождает, освобождая от иллюзии свободы».

     Вот с постановки под вопрос наших собственных – философских – иллюзий – мы и начнем…

 

 См. Программу курса