скрыть общую навигацию по сайту

Этика

Курс проф. Кузнецовой Н.И.

Этика

 

     Наше обычное представление об этике почти автоматически включает детское воспоминание об известном стихотворении Маяковского: «Крошка сын пришел к отцу и спросила кроха: “Что такое хорошо и что такое плохо?”» Нет, не об этом пойдет речь в учебном курсе «Философская этика». Профессиональное знание об этике – это знание о том, как люди, включенные в процесс исторической динамики, думали о том, что такое хорошо и что такое плохо. Нужно войти в контекст такого вопрошания и представить изощренные интеллектуальные поиски различения «добра» и «зла». А вариантов здесь достаточно много.

     Изучение разнообразия способов таких различений и конкретных ответов (рецептов и советов для людских поступков) сразу лишает нас уверенности в том, что этические оценки могут быть однозначными и твердо обоснованными. Оценка «плохой/хороший» не есть знание того, как устроен мир, и становится ясным, что оценочное суждение вовсе не является знанием в обычном смысле слова. Если кислород двухвалентен, то из этого ничего не следует в плане оценки, хорошо это или плохо. А вот человеческие поступки всегда ориентированы на одобрение или порицание. Необходим какой-то компас для ориентации – как поступать в тех или иных жизненных ситуациях, как оценить собственные желания, стремления, мотивы действий?.. Для обычной жизни этика чрезвычайно важна, и людей всегда волнуют подобные вопросы, особенно в бурно меняющемся мире. Поэтому этика еще со времен Античности явлена как главный плод философских размышлений, значение этики очевидно в гораздо большей степени, чем значение онтологии или гносеологии. Но это не значит, что люди ждут тривиальных суждений и повторения «прописей», известных им от строгих родителей.

     В связи с этой общей задачей возникает необходимость аналитического освещения основных понятий, характеризующих всякую этическую философскую систему, выяснения логической специфики этических суждений и структуры моральной проповеди. На этом фоне дается обзор уже «испробованных» в истории философии вариантов этических учений – таких, как гедонизм и эвдемонизм, утилитаризм, эволюционная этика, этика долга, этика любви, этика ответственности, обсуждаются позиции философского пессимизма и философского имморализма.

     Логико-методологическая аналитика исторических вариантов этико-философских поисков позволяет также представить многообразие и сложность проблем, стоящих перед современной цивилизацией. Где искать пути решения таких проблем? Здесь можно опираться на традиции, но нет «железной необходимости» следовать им.

 

См.: Программа курса.