Поступающим Студентам Образование Наука Расписание

Курс к.ф.н. Пуминовой Н.В.

«КПВ Corpus areopagiticum в русском зеркале»

 

     «Сборник произведений с именем Дионисия Ареопагита принадлежит к числу самых загадочных памятников христианской древности» (Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков М., 1992. С. 95.), – характеристика Сorpus`a Аreopagiticum, данная Г.В. Флоровским более полувека назад, не теряет своей актуальности. В течение уже нескольких веков философы и исследователи ведут дискуссии как о содержании текстов, так и о личности их автора, неразрешенным остается вопрос о принадлежности сочинений Псевдо-Дионисия к какой-либо традиции. Но ни один из исследователей, вне зависимости от точки зрения, не может отрицать тот факт, что идеи Псевдо-Дионисия оказали огромное влияние на позднейших средневековых богословов как на Западе, так и на Востоке.

     Corpus Areopagiticum являлся востребованным и авторитетным источником, начиная со времени первых упоминаний о нём в 532 году – и на протяжении всего средневековья. На него ссылались отцы Церкви и крупнейшие богословы как восточного, так и западного христианства, среди которых Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, папа св. Григорий I Великий. Значительную роль идеи Псевдо-Дионисия сыграли в формировании учения Иоанна Скота Эриугены, явившегося одним из первых переводчиков Ареопагитик на латынь. Определенное влияние Corpus оказал на таких разных мыслителей как Гуго Сен-Викторский, Алан Лилльский, Фома Аквинский, Бонавентура, Майстер Экхарт и Николай Кузанский. В Византии интерес к Ареопгитикам возрастает на фоне исихастских споров, причем как среди паламитов, так и среди их противников – варлаамитов. Дионисий Ареопагит цитировался и философами эпохи Возрождения.

     На формирование русской философской традиции Corpus Areopagiticum также оказал значительное влияние. Цитаты из Дионисия Ареопагита можно найти в сочинениях Иосифа Волоцкого, Ивана Грозного, Максима Грека, протопопа Аввакума. Первый полный перевод творений Псевдо-Дионисия на славянский язык был осуществлен в 1371 г. серским иноком Исайей, что явилось безусловно значимым событием как в истории бытования Ареопагитик на Руси, так и в истории отечественной философской мысли в целом.

     Целью данного спецкурса будет исследование линий влияния Corpus`a Areopagiticum на интеллектуальную жизнь Руси, выявление параллелей в восприятии отдельных идей Ареопагитик в средневековой Руси и средневековой Европе. Спецкурс должен способствовать более полному пониманию специфики русской интеллектуальной жизни средних веков, складыванию адекватного представления о сути усилий отечественных мыслителей в общем контексте средневековой философии христианского мира, как в латинских ее границах, так и в традиции византийского идеала знания.

 

См. Программа курса.